Основные характеристики детского коллектива

Теория коллективного воспитания явилась достижением мировой педагогической мысли. Заключенные в коллективе большие педагогические возможности делают его могучим и ничем не заменимым средством воспитания. Латинское слово collectivus переводят по-разному: сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. Первое — под коллективом понимается любая организованная группа людей, второе — только высокоорганизованная группа. В педагогической литературе коллективом называют объединение воспитанников, отличающееся рядом важных признаков: общая социально значимая цель, общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности, отношения ответственной зависимости, общий выборный руководящий орган, благоприятный психологический климат. Эти же признаки можно отнести и к детскому коллективу. В отличие от обычного коллектива детский коллектив имеет двойственную структуру: во—первых он является объектом и результатом сознательных и целенаправленных воздействий педагогов которые определяют многие его особенности виды и характер деятельности, число членов, организационную структуру и т. Детский коллектив как система — это: органическая часть более сложного объединения — воспитательного коллектива, включающего, помимо детского, и коллектив педагогов; относительно автономная система, которой свойственны процессы саморегуляции, самоорганизации, самоуправления; скоординированное единство двух структур: официальной, которая складывается под влиянием взрослых, определяющих организационное строение и деятельность коллектива, а также неофициальной, складывающейся в значительной степени в процессе межличностного общения; субъект деятельности по реализации единых общественно значимых целей; носитель общего интегративного свойства — его поля атмосферы, психологического климатахарактеризующего коллектив как целостное образование, отличное от суммы составляющих его индивидов и входящих в него микрогрупп, и проявляющегося в общественном мнении коллектива, в его эмоциональных реакциях, в нормах и традициях, определяющих поведение его членов; субъект воспитания по отношению к личности каждого из входящих в него членов. При классификации детских коллективов Фортунатов выделяет следующие их виды: стихийно организующиеся коллективы; сознательно организующиеся коллективы; организуемые коллективы. Загорский предложил следующую схему характеристики детского коллектива: Число членов и возраст детского коллектива. Из какой среды дети пришли в коллектив? Каковы основные занятия данного коллектива? Какова форма его организации? Характеристика вожаков, степень их влияния: в чем оно проявляется? Есть ли борьба между вожаками и массой? Между вожаками друг с другом? Между вожаками и педагогом? В чем ее основные интересы? Насколько легко сговаривается коллектив? Какие конфликты внутри коллектива? Какие группировки внутри коллектива? Вокруг чего и кого? Кто из детей вне коллектива? Что это за дети? Как коллектив влияет на отдельных детей? Что представляют собой дети, наиболее прижившиеся в коллективе? Детский коллектив выполняет следующие функции: воспитательная, организационная, регулятивная, стимулирующая, консолидационная. Развитый детский коллектив представляет собой необходимое условие самоутверждения личности. Ему присущи общность целей и адекватность мотивов предметно-практической совместной деятельности, направленной на пользу общества, забота об общем результате, определенные организация и характер общения, широкая система коллективных связей. Наиболее развитые формы взаимоотношений детей создаются в процессе целенаправленной организации их социально-одобряемой деятельности: учебной, организационно-общественной, трудовой, художественной, спортивной и др. При этом придание основным типам деятельности детей определенной целевой направленности, социальной значимости позволяет не только формировать отношения детей внутри возрастных групп, но и строить их на единой основе. Социально признаваемая деятельность как средство формирования детского коллектива и определенных отношений его членов может быть реализована в том случае, если она соответствующим образом организована. Другая информация: Как уже говорилось, педагогическое общение может приводить к возникновению конфликтов. Исходя из того, что педагог, в силу своего профессионализма и опыта способен видеть два интереса: ситуативный интерес интерес развития ученика, как нами упоминалось ранее, то задача педагога в таком случае сост. Содержание, объем, время и способы использования знаний из других предметов можно определить только на основе планирования. Для этого необходимо тщательное изучение рекомендаций, данных учебными программами в разделах «Межпредметные связи» по каждой учебной теме курса, а также изучение учебных план. Прежде всего определим понятие аудирование. Этот термин был введен в отечественную методику не так давно американским психологом Брауном. В английском языке, правда, этот термин не употребляется.

Если этого не произошло, то наступает последний этап разворачивания конфликта в коллективе - "Не отдых а каторга". Ежегодно обновляясь, общешкольный коллектив сохраняет в то же время свои законы, обычаи, традиции и требования.

добавлено 108 комментария(ев)