Исследовательская деятельность в детском саду

Сайт о том, каккак научиться общий язык. Так же, дети могут найти на нашем сайте интересное и для. Например,,и многое другое. Более 10000 статей на всевозможные детские темы! Размещаем статьи Сайт Дошкольник. Автор: Ирина Владимировна Кривошеева 29. Кабанск» Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает. Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она, чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Перед дошкольным учреждением и родителями встает задача необходимой важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и - обязательно! Путь становления творческой личности сложен, труден. Но эти большие трудности могут дать и большие радости: радость преодоления, радость открытия, радость творчества. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные мотивы, яркие, глубокие, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать жизненные затруднения, неблагоприятные условия, обстоятельства, настойчиво продвигаться к намеченной цели. Одним из таких видов деятельности является экспериментирование. В работах многих отечественных педагогов Поддьякова Н Николай Николаевич Усовой Панько говорится, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития», и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно- исследовательской поисковой деятельности у дошкольников. Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю. Второй вид ориентировочно- исследовательской поисковой деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. Дети по природе своей - исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизведанное, получить возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. В связи с этим с целью изучения условий организации экспериментальной деятельности детей в старшей группе провели диагностику, используя методику «Выбор деятельности» Людмилы Николаевны Прохоровой. Данная методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей. Результаты показали, что можно выделить 3 группы детей по уровню сформированности детского экспериментирования. В первую группу вошло 5 детей, что составляет — 20 %. Познавательное отношение у дошкольников к экспериментальной деятельности устойчиво. Они проявляют инициативу и творчество в решении проблемных задач. Осознано выбирают предметы и материалы для самостоятельной экспериментальной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. В диалоге со взрослым поясняют ход экспериментальной деятельности. Доводят дело до конца. Формулируют в речи, достигнут или нет результат. Ко второй группе относятся 13 детей - это 52 %. В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес к экспериментальной деятельности. Видит проблему иногда с небольшой подсказкой взрослого, высказывает предложения с небольшой помощью других сверстников или взрослого. Принимает активное участие при планировании экспериментальной деятельности совместно со взрослым. Готовит материал для экспериментирования, исходя из качеств и свойств. Может формулировать выводы по наводящим вопросам. И в третьей группе 7 детей — это 28 %. Редко проявляют познавательный интерес к экспериментальной деятельности. Могут увидеть проблему только с подсказки взрослого. Принимают участие в планировании экспериментальной деятельности с подачи взрослого. С помощью взрослого готовят материал для эксперимента. Не всегда способны сформулировать вывод, им необходима подсказка взрослого или пример сверстников. Причины низкого уровня овладения детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью: 1. Познавательный интерес неустойчивый; 2. Не всегда дети видят проблему; 3. Малоактивны в выдвижении идей; 4. Стремление к самостоятельности не выражено; 5. Пользуются доказательствами с помощью взрослого. Наблюдение - очень сложный процесс и требует огромной концентрации внимания, интеллектуальных и волевых усилий. Опытно — экспериментальная деятельность тесно связана с разными видами деятельности. Одной из которых является труд. Он может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создают благоприятные условия для экспериментирования, с другой — экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков. Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе игровую. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. В своей работе с детьми придаем большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры: « Отвечай быстро», "Когда это бывает", «Кузовок », " Кто больше назовет предметов ", " Что, где растет? Словесные игры: "Что лишнее? Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют детей думать, сопоставлять и делать выводы. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль т. Следовательно, без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами. Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование. Также экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием. У детей поддерживается интерес к экспериментам в том случае, если результат виден сразу или через непродолжительное время. Эксперименты с живой природой, как правило, в большинстве долгосрочные и требуют определенного терпения от дошкольников, в результате чего нередко интерес к такой деятельности угасает, цель экспериментирования забывается детьми. Поэтому для развития интереса к поисково-исследовательской деятельности используем эксперименты и опыты с неживой природой, знакомим детей со свойствами воды, песка, земли, глины, воздуха и т. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. Исследования предоставляют возможность самому найти ответы на вопросы «как? » Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. Однако, чтобы предметный материал среды, который дается в свободное распоряжение детей, стал стимулом, источником исследовательской, поисковой деятельности дошкольников, у них должен быть сформирован минимум знаний и способов действий, на которые ребенок мог бы опереться. В связи с этим оформлена мини - лаборатория, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей. Постепенно с помощью родителей пополняем «лабораторию» новыми материалами для опытов, поддерживаем интерес детей, позволяя им вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях. Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Анкета для родителей: 1. Проявляется ли исследовательская активность Вашего ребенка? С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок? Продолжает ли ребенок экспериментирование, начатое в детском саду дома? Если да, то как часто? Принимаете ли Вы участие в экспериментальной деятельности Вашего ребенка? Если да, то какое? Если ребенок достигает какого-либо результата эксперимента, делится ли он с вами своими открытиями? Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику нашей работы. Нами был разработан проект «Детское экспериментирование — юный исследователь» Проект «Детское экспериментирование — юный исследователь» Формы проекта: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты Средства: поисковые действия Вид проекта: Групповой Условия: постепенное усложнение — от простого к сложному, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций. Актуальность: На протяжении дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребёнка имеет поисково-познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск и приобретение знаний самостоятельно ребенком или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Цель нашего проекта: - Развивать познавательные способности детей посредствам опытно-экспериментальной деятельности. Задачи: - Развивать собственный познавательный опыт. Методы обеспечения: Поисково-исследовательские наблюдения и эксперименты: случайные наблюдения и эксперименты, плановые наблюдения и эксперименты. Подготовительный этап: Подготовка материала для деятельности детей Подбор детской и научной литературы. Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую активно используем, являются опыты. Их проводим как на занятиях, так и в совместной деятельности с детьми в режимных моментах. При ознакомлении детей с объектами неживой природы нами был разработан перспективный план, который мы поделили на семь блоков: 1. Мир ткани При знакомстве с камнями было проведено ряд занятий. Одним из которых является познавательное «Удивительные камни», где дети вспомнили сюжет сказки Бажова «Малахитовая шкатулка», посмотрели слайд- шоу о местонахождении камней, проводили опыты. А дома вместе с родителями изготовили различные поделки из камней. В блоке «Почва», мы рассматривали землю через лупу, беседовали как она влияет на рост растений и в группе организовали мини-огород, где наблюдали за ростом растений. В блоке «Песок, глина» - рассматривая их через лупу, обнаружили что песок состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. А мокрая глина имеет свойства - вязкости. При ознакомлении со следующим блокам «Вода» проводили опыты: "Наливаем - выливаем", «Закрасим воду», "Превращение воды в лёд," «Тонет- не тонет» и др. В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Выявили, что вода — является жидкостью, не имеет запаха, цвета, формы, может замерзать. Эти опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - дети всё проделывают. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, умение общаться и находить пути решения проблемных ситуаций. Ожидаемый результат нашего проекта: Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем. Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаем предпосылки формирования у них новых практических и умственных действий. Результатом реализации проекта «Детское экспериментирование — юный исследователь» является приобретенный детьми опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развития внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширения словарного запаса и обогащения речевого общения на основе культурных норм. «Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность» Статьи и автобиографии с фотографиями можно присылать по адресу:.

«Царство цветных льдинок» ЦЕЛЬ: уточнить свойства льда, воды.

добавлено 93 комментария(ев)